Брилькова Надежда Павловна
Памятка для родителей «Ребенок идет в детский сад»«Ребенок идет в детский сад».
Эта статья предназначена для родителей, чьи дети скоро пойдут в детский сад. Ваш ребенок подрос и может посещать детский сад. Однако не все дети готовы к тому, чтобы посещать дошкольные учреждения. Как показывают исследования, только 18,2% детей готовы к посещению детского сада, 6%- не готовы, 75,8%- условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к ДОУ проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей. С чем это связано? В первую очередь всем нам (детям, родителям, педагогам) придется пережить процесс привыкания к ДОУ (адаптацию). Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке. Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение, в основе которого лежит динамический стереотип, т.е. система определенных ответных реакций организма на последовательно действующие на него раздражители. К 2-3 годам стереотип ребенка становится довольно устойчивым. При поступлении в ДОУ привычные условия жизни в семье тоже меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. В чем это выражается? У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных навыков и привычек. В свою очередь понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, практически всегда - к заболеванию. Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Адаптация может быть легкой, средней тяжести и тяжелой. Первые признаки того, что ребенок адаптировался: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на любое предложение взрослого, нормальное эмоциональное состояние. От чего зависят характер и длительность адаптационного периода? Исследования педагогов, медиков (Н.М. Аксарина, Н.П.Жукова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др), показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов: - возраста ребенка. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к 2-м годам ребенок становится более любознательным, его можно заинтересовать новой игрушкой, книгой. Дети хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить. У детей есть опыт поведения в разных условиях, опыт общения с разными людьми. - состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации. - индивидуальных особенностей ребенка. Дети одного и того же возраста по- разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни плачут, отказываются есть, спать и т.д. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие дети, наоборот, в первый день внешне спокойны, без возражений выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участие в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. - биологических и социальных факторов. К биологическим факторам относят: токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания ребенка в первые три месяца жизни, а также частые заболевания до поступления в дошкольное учреждение. К социальным факторам относятся условия жизни в семье: создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, личностных качеств. Если в семье не созданы условия для правильного развития ребенка, то ему трудно привыкать к условиям ДОУ. - уровня тренированности адаптационных механизмов и опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослого (идти спать, принимать пищу, убирать за собой игрушки и т.п.). Чем больше круг знакомства, тем легче ребенку привыкнуть к ДОУ. - сформированность умений и навыков самообслуживания. Сформированность умений и навыков самообслуживания (умение самостоятельно принимать пищу, одеваться, раздеваться, просится в туалет и т.д.) обеспечивает ребенку самостоятельность, и в какой-то степени независимость от взрослого. Что же делать родителям, как подготовить ребенка к ДОУ? Прежде всего, необходимо заранее познакомиться с условиями ДОУ и приблизить к ним условия воспитания в семье. Это режим дня, питание. Прививать ребенку культурно-гигиенические навыки. С 1,6 лет ребенок умеет пользоваться ложкой, пьет из кружки, сообщает о физиологических потребностях, с помощью взрослых моет руки перед едой, правильно пользуется полотенцем и т.д. До поступления в ДОУ отучить ребенка от соски, бутылочки. Первые дни пребывания малыша в ДОУ не должны быть связаны с болезненными, пугающими его процедурами. Поэтому все профилактические прививки лучше сделать до поступления ребенка в ДОУ. К режиму группы новичка приучают постепенно, не требуют обязательного участия в общих играх. Постепенно увеличивается время пребывания ребенка в детском саду. К проблеме адаптации необходимо отнестись очень серьезно. Чтобы обеспечить безболезненное привыкание ребенка к условиям ДОУ необходимо объединить усилия ДОУ и семьи.
20 декабря 2020 в 15:21
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.