Брилькова Надежда Павловна
Педсовет на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ».Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Подготовила и провела: старший воспитатель Брилькова Н.П. Повестка: 1. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. 2. Анализ созданных условий оздоровления детей и использование здоровьесберегающих технологий. 3. Мозговой штурм и рефлексивно-ролевая игра «Что мешает ребенку в нашем детском саду быть здоровым». Эмоциональный, психологический настрой на работу. Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что единственная на земле настоящая роскошь – человеческое общение. В процессе общения, как известно, происходят многие удивительные вещи: передается необходимая информация, обсуждаются важные вопросы, решаются многие проблемы. Чтобы наше общение было приятным и полноценным давайте друг другу представимся в шуточной форме. Задание: необходимо сочинить двустишие, в котором фигурирует ваше имя, начинающееся словами: «Меня зовут Лена, я не люблю молочную пену», «Меня зовут Лариса, я классная актриса» и т. д. «Меня зовут Галина, я хочу быть балериной» 2. Тема нашего педсовета «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ». Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической. "Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей. Я думаю, что и многие из нас с этим согласятся. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью...
В целом в дошкольном учреждении сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться. Оснований для модернизации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ достаточно много. Одно из главных – это непосещение детьми ДОУ. Однако переломить эту негативную тенденцию возможно. Один из путей – обеспечить оздоровительную направленность образовательного процесса в детском саду. Попробуем разобраться, что для этого необходимо? По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% - от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности и на 10 – 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, «контрольный пакет акций» - вот эти самые 50-55 % - в наших руках. О том, как грамотно распорядиться этим «контрольным пакетом акций» в условиях дошкольного учреждения пойдёт речь на нашем педсовете. Образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого. Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья. Валеологами определены основные условия здоровьесберегающего образования: • Удовлетворение базовых потребностей ребёнка. В этом случае он наиболее полно развивает свои способности, познаёт собственную уникальность; в процессе самоактуализации у него непроизвольно формируются основные компоненты здоровья. • Создание адаптационного, реабилитационного, образовательного пространства для каждого ребёнка. Только в этих условиях ДОУ сможет раскрыть индивидуальности каждого воспитанника. • Воспитание у детей потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа валеологически обоснованного поведения. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ. В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (Статья 41. Охрана здоровья обучающихся Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». А так же Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ» «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ». «Инструктивно-методическое письмо о гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» В этом учебном году наш детский сад работает над задачей:Создание условий для воспитания у всех участников образовательного процесса ДОУ потребности в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам. Целью образования как мы знаем, является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья детей. В ДОУ должна быть создана здоровьесберегающая среда вкючающая в себя организацию: 1. Предметно-развивающего пространства. 2. Организацию системного целенаправленного учебно - воспитательного процесса охватывающего все направления работы с детьми. 3. Взаимодействия всех участников воспитательно - образовательного процесса. Работа в формировании осознанного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни ложится на плечи не только родителей, но и педагогов. Насколько современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий? Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей? Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения. Педагогическая технология – это целостный научно обоснованный проект определенной педагогической системы от ее теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающий их цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации. Цель здоровьесберегаюших технологий в ДОУ: Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Другими словами целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: Медико-профuлактические, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.( организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ. Физкультурно- оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Технологии валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью. 2. Анализ созданных условий оздоровления детей и использование здоровьесберегающих технологий. (Справка по итогам тематического контроля) Психологическая зарядка. Упражнение направлено на овладение приёмами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала. - Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить : «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь». - Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача». - Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днём становлюсь богаче». - Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего». - Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, всё получиться так, как надо». - Руки на поясе наклоны вперёд – назад, повторять: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен – и я прекрасна». - Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично». - Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и всё у меня получается». 3. МОЗГОВОЙ ШТУРМ 1.Скажите пожалуйста, от чего зависит здоровье наших детей? (двигательный режим, прогулка, проветривание, профилактика простуды; безопасно организованная среда, соблюдение режима дня, (ответы) . 2.Воспитание здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка – это задача… а. физического воспитания б. физического развития в. физической подготовленности г. занятий по физической культуре д. цель физического воспитания дошкольника 3.Вставьте пропущенное слово: «Систематические физкультурные занятия на воздухе усиливают ……. эффект на организм ребенка» а. оздоровительный б. образовательный в. воспитательный г. развивающий д. восстанавливающий 4.Использование разнообразных форм двигательной активности создает оптимальный ………… . а. уровень физической подготовленности б. двигательный режим в. критерий физического развития г. двигательный навык д. тренирующий эффект. 5.Кратковременные физические упражнения, проводимые в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения, называются………. а. гимнастикой пробуждения б. физкультминутками в. двигательными разминками г. подвижными играми д. логоритмическими упражнениями 6.Детский туризм это - … (прогулки и экскурсии). 7.Ходьба, бег, прыжки, лазанье и метание - …(основные виды движения). 8.Что такое здоровье? (ответы воспитателей) . К настоящему времени в науке сложилось 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Рассмотрим некоторые из них Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации. Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме. Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений. Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций. Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов. Прочитайте ещё раз определения, что такое здоровье. И выберите ту формулировку, которая соответствует теме сегодняшнего педсовета. РЕФЛЕКСИВНО - РОЛЕВАЯ ИГРА «Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровым?» Мы сознательно поставили вопрос о негативных воздействиях на ребёнка в детском саду, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр. Участники игры объединяются в следующие группы: «Воспитатели» «Родители» «Администрация» «Медперсонал» Участникам каждой группы необходимо в письменном виде определить те причины, которые с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть здоровым (в письменном виде) А сейчас я предоставляю слово коллегам из ролевых групп и предлагаю ответить на вопрос: какие причины, с вашей точки зрения, мешают ребенку, посещаемому наше образовательное учреждение быть здоровым? · С точки зрения воспитателей · С точки зрения родителей · С точки зрения администрации · С точки зрения мед.блока
Воспитатели: 1. Любая работа без обратной связи непрофессиональна. 2. Педагогам нужно научиться заботиться о своем здоровье. Принцип "Начни с себя" очень важен в деятельности любого педагога. 3. В работе с детьми недостаточно используются здоровьесберегающие технологии. Воспитателям надо повышать свою квалификацию по этому вопросу. 4. Не все приемы, используемые в педагогической работе, оказывают положительное влияние на здоровье детей. 5. Организация работы с родителями на недостаточном уровне. 6. Температурный режим в группах превышает нормы температуры по САНПиНу. 7. Мебель должна соответствовать росту детей. 8. Чтобы дети имели возможность больше двигаться, необходимо приобретать многофункциональное модульное оборудование Родители: 1. Родители заняты добыванием денег на хлеб насущный. Живут по принципу: "Будут деньги - займемся здоровьем". 2. У больных и неграмотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей. 3. Оценка результатов обучения детей является стресс - фактором для родителей. 4. Необходимо проводить работу с родителями, направленную на формировании в семье ЗОЖ, на профилактику вредных привычек. 5. Осуществлять подбор мебели дома соответственно росту детей. Администрация: 1. Необходимо организовать обучение педагогов методам и технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников. 2. Отмечается недостаток витаминов в питании детей дома и неправильно организованный режим дня. 3. Уменьшение двигательной активности приводит к гиподинамии и нарушению осанки. 4. Педагоги не умеют организовать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями, найти подход к детям с учетом их психологических, физических особенностей и состояния здоровья. 5. Повышение педагогической грамотности родителей по организации ЗОЖ. Медицинский блок. 1. Работу по здоровьесбережению нужно проводить не от случая к случаю, а каждый день, на каждом занятии. Причем обязательно учитывать то, что уже было сделано ранее. 2. Нет тесного сотрудничества между воспитателями, родителями, медицинским персоналом. 5. МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ. (Применяя магнитную доску и маркер) . • Создание условий для оздоровления детей; • Лечебно-оздоровительная работа в ДОУ; • Организация двигательной активности; • Диагностика; • Создание условий, обеспечивающих охрану психологического здоровья; • Организация познавательных занятий по ознакомлению детей со своим телом; • Работа с родителями. Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у своих детей. • Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки. • Соблюдайте режим дня. • Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора. • Любите своего ребёнка, он - ваш. Уважайте членов своей семьи, они попутчики на вашем пути. • Обнимать ребёнка следует не менее четырёх раз в день, а лучше 8 раз. • Положительное отношение к себе – основа психологического выживания. • Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки. • Личный пример по ЗОЖ – лучше всякой морали. • Используйте естественные факторы закаливания – солнце, воздух и воду. • Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства. • Лучший вид отдыха – прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка – совместная игра с родителями. Решение педсовета: 1. Соблюдать условия, необходимые для здоровьесбережения детей дошкольного возраста: • Индивидуальные потребности ребенка • Здоровьесберегающее пространство • Формирование здорового образа жизни. 2. Продолжать работу по оздоровлению и закаливанию детей. Инструктору по физ. культуре: • провести консультацию с педагогами «Подвижные игры на воздухе». 3. Организовать дополнительные беседы с детьми старшего дошкольного возраста по валеологическому образованию. Ответственный: все воспитатели ДОУ. И как сказал Сократ: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто! » Подводя итог своей с вами работы, я хочу, чтобы вы выбрали себе цветок, с любимым для вас цветом, ведь хромотерапия – это тоже здоровьесберегающая технология, на обратной стороне написано значение цвета, а от вас я хочу услышать пожелание для меня (одно слово) 20 декабря 2020 в 15:06
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.